Если бы речь шла о пропаганде как таковой, вопросов бы не возникло: пропаганда ведется постоянно, ей занимаются самые разные общественные институты и государственные организации, да и отдельные личности, наверное, тоже. И при наличии достаточной фантазии и умелой подмене понятий можно даже согласиться с тем, что движение мировой общественности к всеобщей толерантности - в некотором роде пропаганда и гомосексуального поведения (но никак не гомосексуальности) в том числе. Только вот речь-то идет о том, что под пропагандой имеют в виду какого-то странного зверя, который нападает прямо в лоб и жертвами которого обязательно станут неокрепшие умы. И в связи с этим у подростка, которым я когда-то была, есть один-единственный вопрос. Почему у подростка? Потому, что на самом-то деле все, что написано ниже, актуально лично для меня только в связи с постоянным муссированием аналогичных вопросов в сети и в реале, и всерьез я ими не задаюсь.
Собственно, суть моего личного вопроса.
Широко известно, что после выхода в свет "Страданий юного Вертера", главный герой которых сводил счеты с жизнью, впечатлительные молодые люди обоих полов, прочитавшие роман, стали вдохновенно обрывать свои юные жизни. Так называемый эффект Вертера, который впоследствии "наблюдался" и в связи с другими явлениями и событиями общественной жизни. В результате на бедного И. В. Гёте обрушилось негодование (отчасти, правда, вызванное другими причинами), и творцу пришлось несладко.
Это что, пропаганда суицида? Ну, предположим. Значит, пропагандой суицида занимался Джек Лондон, "самоубивший" Мартина Идена, Оскар Уайльд, заставивший Дориана Грея совершить попытку уничтожения собственного портрета (кстати, это мое любимое самоубийство литературного героя - монстр убивает себя ненамеренно - ах, ну это просто сказка, выкусите, моралисты, ищущие у эстетов то, что их не интересует), замечательная Сьюзен Хилл в финале "Я в замке король" и многие другие авторы. Если это - "пропаганда", то мне вообще нечего сказать по этому поводу. О такой вот "пропаганде" (только несколько в ином виде) говорили, говорят и будут говорить.
Меня лично интересует кое-что другое. Копнем чуточку глубже, вот совсем чуть-чуть.
Когда я была маленькая и глупая, училась в школе и зачитывалась всем подряд, мне пришла в голову такая мысль: насколько личность творца отражается в его произведениях? Мысль растиражированная. Ее отголосками являются и постоянные рассуждения на тему "буду ли я читать фанфики/книги человека, которого ненавижу/презираю/не люблю".
Но я думала, будучи, повторюсь, маленькой (не имеющей интернета и заинтересованных в данной теме собеседников), вот о чем. Я очень любила Луи Буссенара и до сих пор люблю Акутагаву Рюноскэ, Кавабату Ясунари и Юкио Мисиму. Я с удовольствием читаю Владимира Маяковского и Марину Цветаеву, а также многих других авторов, которые, как и перечисленные, покончили с собой. Для совершения столь отчаянного шага у них у всех были свои причины - кого-то допекли жизненные тяготы, и пребывание в этом мире стало невыносимым, кто-то долго шел к такому решению. Акутагава Рюноскэ и Юкио Мисима, судя по всему, долгие годы думали о самоубийстве, пока наконец его не совершили. Как бы там ни было, все эти люди оказались способны оборвать собственную жизнь.
Насколько сильно эта черта их натуры проявилась в творчестве?
Насколько безопасно для впечатлительных натур погружаться во внутренний мир этих авторов?
Любовь к Акутагаве Рюноскэ сделает из меня самоубийцу, если я буду слишком много его читать?
А если я никогда не узнаю, что он покончил с собой?
И, если уж на то пошло, безопасно ли включать Маяковского в школьную программу? (здесь должен быть фейспалм, но этот смайл вгоняет меня в депрессию, а я пока еще хочу жить)
Если всерьез думать на такие темы, если всерьез копать, можно свихнуться и переселиться жить в подземный бункер, где не будет ни одной книги, и стены которого будут блокировать любые сигналы из внешнего мира.
Или вот еще одна избитая тема для долгих и изнурительных дискуссий.
В XX веке в массовой культуре произошли серьезные изменения: когда тяжелая и агрессивная музыка вместе с фильмами о серийных маньяках, как и репортажи о реальных маньяках, завладели умами целых поколений, общественность начала вопить о том, как все это ужасно и какое негативное воздействие оказывают на неокрепшие умы. Музыкантов группы Judas Priest даже пытались привлечь к уголовной ответственности, когда пара идиотов из числа их поклонников радостно застрелилась. В словах "do it", которые звучали в песне, высоколобые эксперты углядели прямое руководство к действию. Слава всем богам, музыкантов оправдали, ведь в противном случае Нолан сидел бы в тюрьме за то, что фанат Бэтмена расстрелял посетителей кинотеатра, а любой кладбищенский вандал разорил бы CW, вереща, что любимые герои велели ему "солить и сжигать" трупы и даже наглядно показывали, как это делается. А вообще, не было бы ни новых фильмов о Бэтмене, ни классных сериалов, ни замечательных фильмов и книг, которые каким-либо образом могли повредить малолетнему (а то и великовозрастному) идиоту. И Шекспир вертелся бы в гробу, потому что родня каждого самоубившегося во имя любви идиота или какого-нибудь неуравновешенного страдальца, изнывающего от паранойи и задающегося вечным вопросом "пить или не пить", скрежетала бы зубами, осознавая, что не на кого подать в суд.
Только вот - сюрприз, сюрприз! - серийные маньяки и прочие извращенцы существовали испокон веков. Оказывается, pony play - это не модное веяние, а уходящая в глубину веков практика. А Генри Холмс (Маджет), с которым те же Винчестеры не без помощи отважной Джо бодренько разделались в 2.06, - реальное историческое лицо, на счету которого что-то около сотни жертв. И да, у него в самом деле был "дом смерти", оборудованный массой приспособлений для изобретательных убийств. Это серия меня вообще удивила, помнится, про Маджета я давным-давно читала, а тут такой подарок всем интересующимся чернухой людям. А еще были такие чудесные личности, как Дюссельдорфский вампир, Эрл "Горилла" Нельсон и Альберт Фиш. Интересно, откуда они черпали вдохновение для своих преступлений? Тогда - сюрприз, сюрприз! - не то что передач про маньяков не было, тогда даже телевидения не существовало. Ну ладно, Эрл Нельсон вроде как сделал то, о чем написал Э. А. По, но не факт, что "Горилла" вообще читал соответствующий рассказ об улице Морг и о том, как веселая обезьянка поубивала некоторых ее обитателей.
И что, чтение книг и статей про маньяков сделает маньячкой меня?
Я уверена, что каждый человек, смотревший фильмы или читавший книги об убийствах, в какой-то момент начинал фантазировать, как он сам совершил бы собственное идеальное преступление.
Например, растворил бы тело в серной кислоте. Кстати, так делал серийник Джон Джордж Хэйг, и его поймали.
Или притворился бы шизофреником и всех надул. Кстати, это пытался провернуть Питер "Йоркширский потрошитель" Сатклифф, чья жена была шизофреничкой. Питер был более чем убедителен, но и его вывели на чистую воду. А не надо считать окружающих идиотами.
Или просто оказался бы везунчиком. А вот это спасло Зодиака, только вот везение и правда было феноменальным, к тому же от полиции удача бегала так, как редко бегает, на самом-то деле.
Но я увлеклась. Так вот, если и есть люди, которые никогда, ни во время чтения "Джесси и Моргианы", ни в процессе просмотра какого-нибудь остросюжетного триллера, ни в процессе приобщения к другим произведениям культуры, не фантазировали о собственном преступлении, я таких не знаю. И нет в таких фантазиях ничего больного и ненормального: эго тешит себя, как может, и адекватные люди знают разницу между своими фантазиями и желаниями. Настоящим убийцам не нужны фильмы и книги, они и так неплохо справляются. Обсмотреться какой-нибудь там... American Horror Story или, скажем, фильма "Класс" и пойти отстреливать одноклассников - значит не "получить приказ извне" и не "быть вынужденным открыть огонь", а просто найти с подачи массовой культуры популярный способ выплескивания агрессии. А еще это значит, что взрослые недосмотрели, и подросток каким-то образом достал оружие, но об этом не будем.
Это - не пропаганда. Это - получение информации в едином информационном пространстве. И информация о том, что кто-то живет не так, как большинство людей, - это тоже всего лишь информация, факты, которые многих людей вообще не интересует. И даже агитацию а-ля "убивать круто", "участвовать в оргиях круто", "вступать в секты круто" я считаю хоть и хреновым явлением, но никак не более зловредным, чем, скажем, показ пресловутых реалити-шоу. То самое реалити-шоу, о котором все сразу подумали, я считаю вообще намного более жутким явлением: оно делит все население на три группы - тех, кто считает, что
И тот факт, что я нежно люблю фильм "Связь", не заставляет меня искать какую-нибудь очень классную девушку, ради которой я примерю майку-алкоголичку и похищу огромную сумму денег из-под носа у мафии, чтобы потом уехать со своей избранницей в закат. И если уж на то пошло, давайте подавать в суд на систему образования, которая пичкает детей несчастными Маяковским и Есениным, который вроде как ни фига не сам себя убил, но не факт... не факт.
Такой вот кэпский монолог.