Вообще, здесь должен быть ооочень длинный пост (о да, еще более длинный), но я его слегка сократила. И так кошмар какой-то, графоманское словоблудие и переливание из пустого в порожнее.
В общем, мне не спится, так что решила порассуждать о сериалах, в частности, о СПН.
Лично для меня очень важно, чтобы в гармонии находились две составляющие хорошего сериала: персонажи и история. И я, размышляя на эту тему, решила, что в зависимости от этой самой гармонии между сюжетом и персонажами, о которых он рассказывает, делю тв-продукцию на три группы.
про группы сериалов1. История важнее. Сюда я отношу такие нежно любимые мной вещи, как Criminal Minds и Law & Order: SVU. В их основе лежит идея: сериал о профайлерах, которые ищут серийных маньяков, и сериал о работе отдела по расследованию преступлений, совершаемых на сексуальной почве. Оба сериала - это примеры таких историй, где основную идею расцветили и оживили с помощью чудесных персонажей, однако герои сами по себе несколько вторичны. Если поменять действующих лиц, сериал как история ничего не потеряет. Это не значит, что я не люблю Рида и его команду или Бенсон со Стэблером. Нет, без них эти сериалы меня, скорее всего, не заинтересовали бы, но это - не сериалы о персонажах, это сериалы об их работе и о том, как работа влияет на их жизнь. Ну, и о приключениях, если, конечно, так можно назвать подобную работу.
2. Персонажи на первом месте. Тут Breaking Bad и ему подобные: именно образы главных героев, Уолтера Уайта и Джесси Пинкмана, то, насколько многогранным является каждый герой, какие конфликты порождают те или иные стороны этих двух личностей, - вот что создало основу сериала. Другие персонажи не менее прекрасны, но они сгруппированы вокруг этих двоих, так что отдельно я об остальных не пишу, хотя они того заслуживают. И тут... тут можно убрать наркобизнес, можно заменить рак Уолтера на что-то другое, можно поменять ему работу, а Пинкмана не делать наркоманом, можно сделать другую завязку сюжета - и все равно получить сильную историю. Потому что это не сериал о наркодилерах, а нечто совсем иное. Опять же, история сама по себе прекрасна: она напряженная и часто удивляет. Но без таких персонажей и актеров она могла получиться совершенно проходной.
3. А теперь - неизбежный промежуточный вариант, когда в определенный момент в сериале, который изначально вроде бы из первой группы, некоторые черты и особенности персонажей становятся условием и отличным оправданием для продвижения сюжета. Сюда я в принципе могу отнести X-files, но это настолько самобытное явление, что поста не хватит расписать, насколько я люблю и уважаю этот сериал. Да и запутаюсь тысячу раз в рассуждениях, а с моей словоохотливостью это уже совсем неприятно. А вот Supernatural я сюда отношу с большой охотой.
много про СПННа мой взгляд, в Supernatural есть такие моменты, которые с точки зрения сюжета и имеющихся персонажей были бы совершенно неоправданны, если бы эти самые персонажи не были семьей. Мне очень нравятся с этой точки зрения три крупных сюжетных поворота.
Первый из них - это сделка Джона Винчестера в 2.01. Что он, черт возьми, делает, этот Джон? Он - охотник, который последние 23 года положил на то, чтобы найти убийцу своей любимой жены. Он знает, что нельзя отдавать Азазелю Кольт. Он знает, что нельзя продавать душу, и знает, что "мертвое должно оставаться мертвым". И если бы Джон был не отцом, а, скажем, наставником Дина и Сэма (а они, соответственно, были бы не братьями, а просто напарниками, товарищами по оружию), сделка с Желтоглазым, была бы просто глупостью, результатом не иначе как временного помутнения сознания. И куда умнее было бы (в любом, кстати, случае) дать Дину умереть, а потом просто переживать потерю. Но тут другая история: отец теряет сына, которому как отец мало что успел дать, и с которым, кстати говоря, даже попрощаться по-человечески не может, потому что Дин лежит в коме, и в сознание явно не придет. И отношения между родителем и ребенком, эта особая связь оправдывает и объясняет любую глупость - и то, что Джон отдает Кольт, и то, что не колеблясь продает душу. Серьезно, мне кажется, иначе сделку Джона в принципе нельзя было бы оправдать - ну е-мое, к чему в итоге все это привело... Но тут никакой опыт и никакая жажда мести уже ничего не значат. Не было бы семьи - не было бы убедительной причины идти на такую сделку.
Второй сюжетный поворот - сделка Дина. Тут даже распространяться не буду. Все эти комплексы Дина, чувство вины, ненависть к самому себе и прочее - да Дин вообще не был бы Дином, не будь семьи Винчестеров.
Третий момент - а тут мне вспомнился финал 4 сезона. Ну, почти финал, тот эпичный братский махач с разгромом номера для новобрачных. Братья вели конструктивный диалог, выдвигали весомые аргументы, очень хотели договориться и прийти к общему решению, понять и услышать друга. И будь они не братьями, а напарниками, приятелями, момент, когда они перестают общаться и начинают вместо этого остервенело выбивать друг из друга душу, был бы... ну, очередным моментом а-ля "ну елки зеленые, вы издеваетесь, товарищи сценаристы? На кону судьбы мира, а эти идиоты договориться на могут. Ну фиг с вами, давайте, мы такое уже сотни раз видели, антагонисты и бла-бла-бла".
А тут... может, я накручиваю, но ведь Винчестеры не смогли друг друга услышать именно потому, что они братья, и в сложившейся ситуации родство и те взаимоотношения, к которым они привыкли, вышли боком. Они оба допускают по одной-единственной ошибке, каждая из которых фатальна в сложившейся ситуации. И, повторюсь, не будь Сэм и Дин братьями, махач смотрелся бы просто как мордобой двух охотников, которые ради своего эго и стремления доказать собственную правоту забили на весь мир и стали мериться размерами... кулаков, конечно же. Но там ведь все иначе, там ведь...
Сэм ошибается: он говорит Дину, что сможет остановить Апокалипсис. С подтекстом: "ты не сможешь, а я смогу", - и Дин безошибочно это прочитывает и уточняет. И Сэм охотно подтверждает: да, мол, ты уже не тот, старший братец, ты Ад-то помнишь? Ну е-мое, младший брат такое старшему сказал... ведь ответить на подобное ударом в челюсть - это просто единственная возможная реакция.
Но сначала Дин бьет словами. После реплики Сэма еще можно было что-то исправить, как-то вырулить разговор из дебрей "я младший, поэтому ты мне не доверяешь, а я ведь тоже далеко не дурак" и продолжить нормальную беседу. Но Дину не удается это сделать, он озвучивает свое мнение по поводу сложившейся ситуации и в итоге неохотно, но все же называет Сэма монстром. Не со зла называет, как и Сэм не со зла говорит о своей роли в предотвращении Апокалипсиса - они пытаются друг до друга достучаться, но выбирают хреновые методы. И... все, это конец. Сэм, вообще-то, не трепетная лань. Его кто только ни называл монстром. Он неоднократно слышал это от демонов, от Гордона, который вообще убить его пытался, черт подери, даже родной отец смазал трогательную сцену прощания с выздоровевшим Дином рекомендацией "присмотреть за Сэмми и грохнуть нафиг в случае необходимости". Только Дин-то никогда не считал, что Сэм станет монстром - гнал от себя такие мысли, обрывал душещипательные разговоры и так далее. И теперь, когда он наконец говорит о том, "кем стал Сэм", это фактически равноценно крушению мира. Ведь Дин настойчиво избавлялся от всяких там гордонов, Дин даже отца обозвал наконец-то придурком и одержимым ублюдком, который не имел права так поступать со своими детьми, и даже кроатонский вирус и все старания Мэг, не говоря уж паранормальных способностях Сэма в 1-2 сезонах, Дина не особенно впечатлили.
И после подобного обмена любезностями, после "ты уже не тот" и "а ты вообще не человек", о каком вообще конструктивном диалоге может идти речь? Винчестеры - они же именно братья (да, я просто образцовый Кэп, но я немного не о том), они, может, и напарники, но никак не друзья и даже не приятели - они неплохо друг с другом уживаются, но исключительно потому, что почти всю жизнь провели бок о бок. Сложись все иначе, они, вероятно, вообще виделись бы только по праздникам. Именно поэтому их взаимное доверие и эта слепая вера друг в друга, пошатнувшаяся в 4 сезоне, еще ценнее. И когда они говорят такие вещи, тут уже ничто не поможет именно из-за того, кто они такие и кем друг другу приходятся. Проблема не в том даже, что говорится, а в том, кто это произносит. Все это можно терпеть от кого угодно (Дин, кстати, постоянно получает по башке - его все считают идиотом и слабаком, вот просто каждый первый встречный, да и давние знакомые), но только не от брата.
Вмешательство ангелов и подмена того злополучного голосового сообщения тоже пришлась кстати, да.
Иными словами, сказать я хочу следующее: ни один из этих поворотов лично для меня (я вообще смотрю сериалы с некоторой долей скепсиса, и это зачастую мешает нормально оценивать новые для меня ТВ-шоу) не был бы убедителен с другими персонажами. Или теми же самыми, но не связанными кровными узами. Серьезно, никакая суррогатная семья тут не была бы так убедительна, как то, что мы имеем, никакая команда охотников, вообще никто другой. И в данном случае нельзя убрать из сериала ни идею охоты на монстров, на которой он изначально строился (да и теперь строится, хотя все изменилось), ни персонажей. В обоих случаях - провал, вот просто провал по всем статьям, таких "провалов" (лично для меня) на ТВ полным-полно. Вот она, "третья группа".
Такие вот словоизлияния фанатки.
Про сериалы и СПН
Вообще, здесь должен быть ооочень длинный пост (о да, еще более длинный), но я его слегка сократила. И так кошмар какой-то, графоманское словоблудие и переливание из пустого в порожнее.
В общем, мне не спится, так что решила порассуждать о сериалах, в частности, о СПН.
Лично для меня очень важно, чтобы в гармонии находились две составляющие хорошего сериала: персонажи и история. И я, размышляя на эту тему, решила, что в зависимости от этой самой гармонии между сюжетом и персонажами, о которых он рассказывает, делю тв-продукцию на три группы.
про группы сериалов
В общем, мне не спится, так что решила порассуждать о сериалах, в частности, о СПН.
Лично для меня очень важно, чтобы в гармонии находились две составляющие хорошего сериала: персонажи и история. И я, размышляя на эту тему, решила, что в зависимости от этой самой гармонии между сюжетом и персонажами, о которых он рассказывает, делю тв-продукцию на три группы.
про группы сериалов