Помнится, когда я была маленькая и глупая (то есть, училась в школе, и умственное развитие было соответствующее), я терпеть не могла любовные романы. Стоило кому-то из моего близкого окружения сказать, мол, "читала любовный роман, вся обрыдалась", внутри у меня поднималась буря. Собственно, о любовных романах - как всегда, многословно и несколько сумбурноПотом я чуть-чуть повзрослела, слегка поумнела, узнала, что из-под пера Маргарет Митчелл, Джейн Остен, сестер Бронте и прочих прекрасных авторов вышли классические любовные романы, и призадумалась... Результатом недолгих, но интенсивных дум стало решение прочитать хотя бы несколько любовных романов Картланд и других подобных писательниц, чтобы уж точно знать, презираю я любовные романы или нет, и если презираю - иметь возможность при случае сказать: "Ха! Читала я эти ваши любовные романы. Ниасилила, кошмар и лютый ужас". А потом я очень вовремя заболела, и поскольку на дворе стоял октябрь (как сейчас помню, 2006 года), семинары только начинались, а долгов не было, засела дома на неделю и приступила к исполнению плана по самообразованию.
(Надо сказать, на тот момент я была достаточно плотно знакома с яоем и слэшем, так что неприятие любовных романов все чаще вызывало во мне ощущение глубокого внутреннего дискомфорта, но не будем о слэше. Пока не будем).
Стабильного интернета у меня не было, но были два DVD-диска "Всемирной литературы", где авторы, собранные по алфавиту, были представлены достаточно внушительным количеством произведений. В этом-то информационном пространстве я и принялась искать любовные романы. Открыла несколько романов Картланд, достаточно поверхностно ознакомилась с ними и быстро пошла дальше - хотела за время болезни успеть набрать произведений на, так сказать, репрезентативную выборку. Ткнувшись наугад туда и сюда, найдя еще несколько авторов и почитав их, я поняла, что все-таки не люблю любовные романы, и мое личное предвзятое отношение от знакомства с ними никак не изменится, а поскольку любовь к осмыслению/некоторой рефлексии во мне периодически пробуждается, я даже сформулировала, почему.
Глупо предъявлять претензии к шаблонностиглавных героев love interests главных героинь или к мэри-сьюшности необыкновенности самих героинь (герои все, как на подбор, ростом в шесть футов (+ дюймы), со стройными мускулистыми ногами, большими руками и т.д., героини же - вроде Бэлы из "Сумерек", обычные барышни, а чем-то, как убеждает автор читателя, должны цеплять). Это все, пожалуй, можно отнести к особенностям жанра, от которого целевая аудитория ждет определенного набора штампов. Тут сложно упрекать автора, сделавшего имя и состояние на любовных романах, в отсутствии оригинальности или какого-то неожиданного подхода к персонажам. Поэтому мои претензии относятся к взаимоотношениям героев, и тут я возмущаюсь по полной программе.
Почему, ну почему женщины в любовных романах всегда подчинены обстоятельствам и мужчинам и никогда не имеют права на тайну? Если в прошлом героини был какой-топиздец неприятный инцидент или она в какой-то момент оказывается окружена ореолом порочности, в чем она, разумеется, ничуть не виновата, хэппи-енд с главным героем не может наступить, пока все грязное белье не достанут из закромов, не потрясут им, и любимый мужчина не поймет, что суженая его ни в чем не виновата. Примеров дофига, но меня, помню, дико позабавил один конкретный эпизод: любимый мужчина был уверен, что его невеста - мягко говоря, давно не девушка (мы-то знаем, что она невинна, как улыбка беззубого младенца, но ему до осознания этого факта еще весь роман пилить). В какой-то момент он не одолел собственных противоречивых чувств к ней, сдобренных темной неконтролируемой страстью, и... ну да, лишил ее невинности, сам того не поняв
. И стал совсем букой. После чего они вроде как пришли (в самом конце романа) к хрупкому равновесию не совсем безоблачных взаимоотношений, и тут - !!!!! - о слава богам, он случайно наткнулся на кальсоны, которые были на нем в судьбоносную ночь, и разглядел на них - !!!!! - пятна крови. Радуги, единороги, хэппи-енд с кающимся глав.героем и радостной глав.героиней.

Вот зачем оно такое? Вот нафига было так делать? Ведь было бы лучше (не намного, но лучше), если бы эти запачканные следами былой невинности кальсоны вообще никогда не нарисовались бы в романе: почему у влюбленных мужчин никогда не хватает великодушия, широты взглядов, наконец, той самой любви, чтобы безо всяких треволнений просто выбросить из головы все, что мешает неумолимому счастью? Такая вот специфическая узколобость не бросалась бы в глаза, если бы героинь не награждали (в тех же текстах) какой-то болезненной уверенностью в том, что их избранники не так плохи, как стараются казаться (а ведь они ох как стараются). О да, подобные выверты с недокатарсисом недальновидных слоупоков, внезапно постигающих истину, - проблема не только любовных романов, но на меня обрушилась такая их концентрация, что стало нехорошо.
Про общее зависимое положение большинства женщин от их мужчин, про однообразный язык авторов и неизменные остроты, с помощью которых общаются герои (если бы еще кому удавалась удачная имитация Шекспира с его Бенедиктом и Беатриче, я бы молчала), я, пожалуй, промолчу.
И в связи со слитым ядом - заявленное в названии "чуть-чуть" о слэше.слэше.
Многие слэшные фики повторяют то, что я не люблю в любовных романах, многие, но далеко не все. Те же, что повторяют, почему-то не производят на меня такого уж гнетущего впечатления, вероятно, потому, что в слэше нет женщин (хотя мэрисьюшность тамошних "мужиков" никто не отменял), да и не читали его мои подруги / двоюродные сестры / тети. Кроме того, фанфики, написанные по канонам любовных романов, в шапке честно предупреждают: "мы - любовные романы". Наконец, слэшные фанфики многие читают ради НЦ, которая очень откровенна и выражена не через мозговыносящие эвфемизмы. Наконец, фанфик - он именно фанфик. Какое бы глубокое и многогранное произведение не пряталось за этим названием (а такие есть, и их, если брать абсолютные числа, а не процентное соотношение к общему количеству, немало), "литературой" он не притворяется. Такое странное явление, как "ориджинал" - вроде как полностью свое произведение, которое многие читают как фанфик, тоже не притворяется литературой. А когда нет завышенных ожиданий и классиков, с которыми так и тянет сравнить ту или иную книгу, впечатления (по крайней мере, у меня) более искренние.
Ну, и про СПН, хотя, казалось бы, при чем оно тут.СПН, хотя, казалось бы, при чем оно тут. Впрочем, СПН я, как и многие другие, могу засунуть почти в любую дискуссию. СПН меня радует тем, что в нем не трясут, так сказать, кальсонами. Есть там по меньшей мере два эпизода, за которые я дико благодарна сценаристам, и не важно, что один из них наверняка получился случайно.
Первый - это прошлое Бэлы Талбот. Мы догадываемся, почему демон смог ее подловить, мы понимаем, что "любящие родители" - это злой сарказм, произнесенный с очень удачной конспираторской интонацией. Но никто из персонажей этого не знает. Кто-кто, а уж Винчестеры с их чувством семьи смогли бы понять, почему Бэла несет ответственность за смерть родителей, и, наверное, посочувствовали бы ей, несмотря на ее эгоизм. Да и кто в СПН не понял бы? Но Бэле не нужна чужая жалость. Вообще, сложно, конечно, жалеть такого персонажа: она за свое недолгое пребывание на экране сделала все возможное, чтобы большинство зрителей о ней не горевало. Не могу сказать, что нежно люблю Бэлу, но то, как ее прописали, эта готовность пойти на любую подлость ради личной выгоды, этот внутренний стержень в ней, сама ее история меня порадовали. Именно потому, что получился цельный персонаж, которого можно назвать неоднозначным, но над которым сериал не рефлексировал из серии в серию. В конце концов, она осталась наедине с адскими гончими, и никто о ней не грустил.
Второй - это то самое сообщение "от Дина", которое подменили ангелы, что привело к печальным событиям, и о котором братья так и не вспомнили.
Вообще, в восьмом сезоне я вижу все то же отсутствие столь нелюбимого мной исподнего: Винчестерам для восстановления мира между собой вовсе не нужно раскрывать душу и рассказывать про пикники с Амелией, ее отца, Дона и прочие обстоятельства с одной стороны, а также Бенни и историю их с Дином фронтового братства - с другой. Конфликт я вижу вовсе не в отсутствии необходимой информации, а путь к его преодолению пока что не связан с посиделками и взаимным выворачиванием души.
Ура, так держать! СПН - восемь лет без кровавых кальсон! Апплодисменты и лучи любви.
(Надо сказать, на тот момент я была достаточно плотно знакома с яоем и слэшем, так что неприятие любовных романов все чаще вызывало во мне ощущение глубокого внутреннего дискомфорта, но не будем о слэше. Пока не будем).
Стабильного интернета у меня не было, но были два DVD-диска "Всемирной литературы", где авторы, собранные по алфавиту, были представлены достаточно внушительным количеством произведений. В этом-то информационном пространстве я и принялась искать любовные романы. Открыла несколько романов Картланд, достаточно поверхностно ознакомилась с ними и быстро пошла дальше - хотела за время болезни успеть набрать произведений на, так сказать, репрезентативную выборку. Ткнувшись наугад туда и сюда, найдя еще несколько авторов и почитав их, я поняла, что все-таки не люблю любовные романы, и мое личное предвзятое отношение от знакомства с ними никак не изменится, а поскольку любовь к осмыслению/некоторой рефлексии во мне периодически пробуждается, я даже сформулировала, почему.
Глупо предъявлять претензии к шаблонности
Почему, ну почему женщины в любовных романах всегда подчинены обстоятельствам и мужчинам и никогда не имеют права на тайну? Если в прошлом героини был какой-то




Вот зачем оно такое? Вот нафига было так делать? Ведь было бы лучше (не намного, но лучше), если бы эти запачканные следами былой невинности кальсоны вообще никогда не нарисовались бы в романе: почему у влюбленных мужчин никогда не хватает великодушия, широты взглядов, наконец, той самой любви, чтобы безо всяких треволнений просто выбросить из головы все, что мешает неумолимому счастью? Такая вот специфическая узколобость не бросалась бы в глаза, если бы героинь не награждали (в тех же текстах) какой-то болезненной уверенностью в том, что их избранники не так плохи, как стараются казаться (а ведь они ох как стараются). О да, подобные выверты с недокатарсисом недальновидных слоупоков, внезапно постигающих истину, - проблема не только любовных романов, но на меня обрушилась такая их концентрация, что стало нехорошо.
Про общее зависимое положение большинства женщин от их мужчин, про однообразный язык авторов и неизменные остроты, с помощью которых общаются герои (если бы еще кому удавалась удачная имитация Шекспира с его Бенедиктом и Беатриче, я бы молчала), я, пожалуй, промолчу.
И в связи со слитым ядом - заявленное в названии "чуть-чуть" о слэше.слэше.
Многие слэшные фики повторяют то, что я не люблю в любовных романах, многие, но далеко не все. Те же, что повторяют, почему-то не производят на меня такого уж гнетущего впечатления, вероятно, потому, что в слэше нет женщин (хотя мэрисьюшность тамошних "мужиков" никто не отменял), да и не читали его мои подруги / двоюродные сестры / тети. Кроме того, фанфики, написанные по канонам любовных романов, в шапке честно предупреждают: "мы - любовные романы". Наконец, слэшные фанфики многие читают ради НЦ, которая очень откровенна и выражена не через мозговыносящие эвфемизмы. Наконец, фанфик - он именно фанфик. Какое бы глубокое и многогранное произведение не пряталось за этим названием (а такие есть, и их, если брать абсолютные числа, а не процентное соотношение к общему количеству, немало), "литературой" он не притворяется. Такое странное явление, как "ориджинал" - вроде как полностью свое произведение, которое многие читают как фанфик, тоже не притворяется литературой. А когда нет завышенных ожиданий и классиков, с которыми так и тянет сравнить ту или иную книгу, впечатления (по крайней мере, у меня) более искренние.
Ну, и про СПН, хотя, казалось бы, при чем оно тут.СПН, хотя, казалось бы, при чем оно тут. Впрочем, СПН я, как и многие другие, могу засунуть почти в любую дискуссию. СПН меня радует тем, что в нем не трясут, так сказать, кальсонами. Есть там по меньшей мере два эпизода, за которые я дико благодарна сценаристам, и не важно, что один из них наверняка получился случайно.
Первый - это прошлое Бэлы Талбот. Мы догадываемся, почему демон смог ее подловить, мы понимаем, что "любящие родители" - это злой сарказм, произнесенный с очень удачной конспираторской интонацией. Но никто из персонажей этого не знает. Кто-кто, а уж Винчестеры с их чувством семьи смогли бы понять, почему Бэла несет ответственность за смерть родителей, и, наверное, посочувствовали бы ей, несмотря на ее эгоизм. Да и кто в СПН не понял бы? Но Бэле не нужна чужая жалость. Вообще, сложно, конечно, жалеть такого персонажа: она за свое недолгое пребывание на экране сделала все возможное, чтобы большинство зрителей о ней не горевало. Не могу сказать, что нежно люблю Бэлу, но то, как ее прописали, эта готовность пойти на любую подлость ради личной выгоды, этот внутренний стержень в ней, сама ее история меня порадовали. Именно потому, что получился цельный персонаж, которого можно назвать неоднозначным, но над которым сериал не рефлексировал из серии в серию. В конце концов, она осталась наедине с адскими гончими, и никто о ней не грустил.
Второй - это то самое сообщение "от Дина", которое подменили ангелы, что привело к печальным событиям, и о котором братья так и не вспомнили.
Вообще, в восьмом сезоне я вижу все то же отсутствие столь нелюбимого мной исподнего: Винчестерам для восстановления мира между собой вовсе не нужно раскрывать душу и рассказывать про пикники с Амелией, ее отца, Дона и прочие обстоятельства с одной стороны, а также Бенни и историю их с Дином фронтового братства - с другой. Конфликт я вижу вовсе не в отсутствии необходимой информации, а путь к его преодолению пока что не связан с посиделками и взаимным выворачиванием души.
Ура, так держать! СПН - восемь лет без кровавых кальсон! Апплодисменты и лучи любви.
@темы: книги, мне вспоминается... (с), отвлеченные размышления, СПН
Я как раз в слэш ушла из дамских романов, потому что "пра любофф" хочется, а дамские романы запрос не удовлетворяют. Нету там про любовь, есть про эгоизм одних и тупость других. И еще я себя никогда не могла ассоциировать с глав.героиней. Может, есть такие женщины, которые нашли себе похожий типаж, я не нашла, ни одной. А в слэше просто смотришь на красивых мужиков (инфантильных дурачков тоже, конечно, хватает, но это можно держать под контролем).
А вот про литературу... ну, я не знаю. Я читала (да даже в нашем фэндоме же!) фанфики, которые ничуть не уступали "честной" беллетристике, были классом выше многих "мейнстримовских" вещей.
Вот да, да-да-да! Именно так-___- Собственно, несмотря на "слив йада", видно, что я тоже одним-то романом не ограничилась
Я читала (да даже в нашем фэндоме же!) фанфики, которые ничуть не уступали "честной" беллетристике, были классом выше многих "мейнстримовских" вещей.
Согласна! Я не очень четко свою позицию обозначила, конечно((( вообще, я активно читала фанфики года с 2005 до 2008. Интерес был нестабильным, иногда рос до небес, но потом сошел на нет. И возродился совсем недавно. Что я могу сказать: фандом СПН, к деятельности которого я наконец-то (достаточно поздно) проявила интерес, и через который я снова начала читать фанфики, тем меня и покорил, что не просто некоторые, а многие вещи стоят на голову выше современных опубликованных произведений. Списки составлять нет смысла, да и не все я читала, но что многих авторов я читаю ради языка, ради их образов, ради, наконец, сюжетов, а не для НЦ, которая, впрочем, там тоже присутствует и зачастую к месту, - это факт. И что новых для меня авторов оцениваю именно как авторов, а не мифического зверя "фикрайтера" - тоже верно)
Я бы так сказала, фанфикшн - это для меня не какой-то низший вид, вид любительской литературы, а скорее альтернативная форма, в которой может быть представлен текст. Как-то так. Просто когда я вижу опубликованную книгу, качество которой (лично в моем восприятии) оставляет желать лучшего, начинаю думать, что ведь на ней делают деньги (не обязательно автор), и то, что продукт некачественный - это обидно. Когда я вижу выложенный в сети фанфик, вижу только желание автора поделиться своим творчеством, и сравнений с "лучшими в жанре" у меня не возникает.
*гм, немножко в другую сторону сейчас уйду, но зато про СПН*
Нам еще, наверное, повезло с фэндомом в том, что он изначально, хоть и нацелен на подростков (а может, как раз поэтому), задает относительно высокую планку: герои делают сложный выбор, берут на себя ответственность за все. Глуповато-инфантильный характер просто не впишется в канон. В РПС по большей части такая же ситуация. Для меня это было оч-чень приятное открытие после того, как я пришла в фэндом с самиздатовских слэш-текстов.
Просто я читала слэш только в сети, самиздат - это же именно изданные произведения, верно? Или "ориджиналы" тоже к нему относятся?
говнотак себе, никто не отменялОх, черт, хочу перечитать Старджона)))