Интересное дело это "темное средневековье".
Вспомнился реферат "Стереотипы мышления средневекового человека", который я когда-то написала. Помимо М. Блока, А. Я. Гуревича, Й. Хейзинги и других исследователей я почитала не переведенные с английского книги, и нашла там сведения не только о языковом дуализме и дуализме культуры, но и о интересном дуализме мышления образованных людей своего времени. В них религиозность интересным образом уживалась с суеверностью
читать дальшеНапример, монахи, имевшие доступ к научным трактатам и сами писавшие подобные тексты, не одобряли, когда люди третьего сословия шумели и стреляли в небо, пытаясь во время лунных затмений "отвоевать" Луну у демонов. Образованные представители духовенства не только прекрасно понимали астрономические причины солнечных и лунных затмений, а также засух и прочих природных явлений, но и могли их предсказывать, исходя из вполне научных знаний. Но вместе с тем они искали во всем этом проявления тайной воли, некие мистические смыслы. Естественные причины не были для средневекового человека исчерпывающим объяснением засухам, бурям или затмениям, поскольку недостаток урожая, вызванный погодными условиями, воспринимался как Божья кара. Одни и те же события, явления и процессы были, с одной стороны, закономерны, но с другой являлись знамениями, указывающими на сакральный смысл происходящего.
И еще факт, от которого кровь в жилах стынет: в Средние века костры, как правило, складывали так, чтобы осужденный на смерть задыхался от дыма, в Новое время - так, чтобы ведьмы горели заживо.
Кстати, охота на ведьм, а также истребление ни в чем не повинных кошек развернулись во всей "красе" только с наступлением Нового времени - эпохи гуманизма. В конце концов, пример чистого мракобесия - история салемских ведьм - имел место в Новом свете, аж в XVII веке.
Массовые убийства на религиозной почве (все-таки крестовые походы были, по крайней мере для правящей верхушки, не столько делом веры, сколько политических амбиций и жажды славы и наживы) мы наблюдаем уже в период Реформации и Контрреформации, то есть в XVI веке и позднее. Протестантизм как идея был прекрасен, а вот на деле творилось такое, что волосы дыбом.
И я молчу про Конкисту, про истребление индейцев Центральной Америки, а позднее - планомерное вытеснение с земель коренного населения Северной Америки. Индейские резервации в XX веке. Без комментариев.
Но у Средних веков имидж не такой, как у Нового времени. Мне сразу вспоминаются два брата-короля: Ричард Львиное Сердце, которого англичане превозносили и превозносят, с Иоанном Безземельным (привет, принц Джон!). Да, Иоанн был так себе монарх: при нем бунтовали бароны, внутренняя и внешняя политика велась неудачно, и вообще... да, так себе - это верная характеристика. Но, простите, чем так уж хорош Ричард Львиное Сердце? Значимость его как монарха, а не как героя хроник Третьего Крестового похода (громкого, но не слишком удачного события), тоже не впечатляет. А между тем в долговременной перспективе на правление принца нашего Джона выпало подписание в 1215 году Великой хартии вольностей - документа, значение которого для формирования английской гражданственности несомненно. Да, Иоанн не собирался выполнять условия, на которые согласился, да, это была не его инициатива. Но все-таки это значимое событие, которое пришлось на его правление.
Но Иоанна никто не любит, а Ричард - герой. Вот и Средние века... специфическое время, действительно дремучее, но не такое уж беспросветное. И Средневековье совершенно точно, имхо, не должно проигрывать в сравнении с Новым временем.
@темы:
околоисторическое,
отвлеченные размышления